Существует класс специальных устройств, главной задачей которых является обеспечение взаимосвязи между удалёнными узлами тогда, когда к конкретной сети необходимо подсоединить не иную сеть, а независимый компьютер. В такой ситуации в основной сети монтируется сервер удалённого доступа, какой обеспечивает допуск к сети большой численности отдельных ПК.
Как правило, сервера удалённого доступа необходимы для подсоединения отдалённых абонентов посредством телефонной линии – аналоговой либо же по ISDN, потому как они являются самыми общепринятыми и глобальными сетями.
Сервер удалённого доступа обладает огромным числом интегрированных портов, требуемых для обеспечения модемного пула, который связывает сам сервер непосредственно с общественной телефонной линией.
Серверы удалённого доступа классифицируются несколькими подгруппами:
- Сервер удалённых узлов – работает для обеспечения личных абонентов исключительно транспортным сервисом, подключая их к главной сети при помощи протокола IP либо же протокола NetBIOS. Иными словами он выступает здесь в качестве простого маршрутизатора или шлюза, рассчитанных на модемное соединение с низкой скоростью.
- Сервер удалённого управления – также обеспечивает группу клиентов прямым транспортным сервисом, но кроме этого выполняет ещё и несколько вспомогательных опций. Он может запускать от лица своих удалённых абонентов программы на компьютерах главной сети и далее дублировать на мониторе удалённого ПК графический фон запущенной программы. Как правило, такие серверы рассчитаны на взаимодействие с компьютерами на базе операционной системы Windows.
- Терминальный сервер – осуществляет все те же действия, но только лишь для многотерминальных компьютеров, то есть работающих на базе операционных систем IBM и Unix.
Существует отдельный тип серверов – сервер контроля за сотрудниками. Это специальное программное обеспечение, которое настраивается для тотальной проверки и отслеживаня действий компьютеров коллег, связанных в единую сеть. Такое наблюдение ведётся с помощью специальных приложений, установленных на клиентских компьютерах. Контроль реализуется в виде сбора информации о действиях сотрудников за компьютером – время общей работы, тексты входящих сообщений и набранных писем, тексты документации набранной в офисе, пароли, вводимые логины и многое другое.