Планирование закупок и продаж позволяет прогнозировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Для того, чтобы составлять планы и прогнозировать закупки и продажи, можно купить 1С: Управление торговлей 8. В программе 1С: Управление торговлей 8 можно осуществлять планирование составлением различных планов, описанных далее.
- «План продаж по категориям» используется для прогнозирования продаж в разрезе товарных категорий. К товарным категориям можно отнести, например, мебель, спец. одежду, электротовары, телевизоры и т. д. При создании плана указывается период его действия, периодичность выполнения, товарная категория, для которого он создается, а также рейтинг продаж (высокий, средний, низкий), скорость продаж, а также комментарий, при необходимости. Если указанный период действия составляет полгода, а периодичность — месяц, то нужно будет создать 6 строк, которые будут описывать планы для каждого месяца выбранного периода. Следует отметить, что пользователь может уточнить склад или формат магазина для каждой строки.
- «План продаж по номенклатуре» также предназначен для планирования продаж. Функциональные особенности заполнения и использования аналогичны «Плану продаж по категориям». Отличием является то, что данный документ составляется в разрезе номенклатуры товаров, а не категорий, то есть является более детальным.
- «План закупок» заполняется для осуществления рациональной закупки материальных ресурсов. В данном документе указывается номенклатура, характеристика и количество товаров, которое необходимо закупить. Рациональное составление «Плана закупок» позволяет снизить затраты предприятия и осуществлять эффективное взаимодействие с поставщиками.
При создании каждого плана указывается сценарий (вариант развития), по которому он будет выполняться. Сценарий описывает, как именно предполагается осуществлять планирование продаж или закупок товаров: по их количеству, по стоимости или другим вариантом.
Плану, который находится в процессе создания, присваивается статус «В подготовке». Для того, чтобы он вступил в действие, необходимо направить его на согласование с руководителем. После отправки на согласование устанавливается статус плана «На утверждении». В зависимости от решения руководителя возможно два варианта присваиваемых статуса: «Утвержден» (по мнению руководителя, план целесообразен и приемлем) и «Отменен» (если по каким-либо причинам план не устраивает руководителя). Утвержденный план становится основой для дальнейшей деятельности организации, отмененный — дорабатывается либо удаляется из программы.
Описанные выше действия выполняются при ручном заполнении планов. Одной из возможностей программы 1С: Управление торговлей 8 является то, что планы закупок и продаж можно заполнять в автоматическом режиме. Это полезно, например, при составлении планов на основании фактических продаж или закупок за предыдущий период. Пользователю не потребуется вводить вручную все данные о совершенных операциях. Достаточно лишь указать период, на основании которого будет создаваться план, и вариант заполнения. В «1С: Управлении торговлей 8» предусмотрены различные варианты заполнения планов: по товарной категории или номенклатуре, по специально заданной формуле, по разрешенному к закупкам ассортименту и др. Например, если организация планирует в следующем месяце увеличить продажи товара на 5% по сравнению с предыдущим месяцем, то необходимо указать вариант заполнения плана по формуле, ввести формулу, по которой будут рассчитываться планируемые продажи товара и указать, что требуется использовать данные предыдущего месяца для расчета.
Отчеты «Исполнение плана продаж по подразделениям» и «Исполнение плана закупок по подразделениям» предназначены для контроля выполнения планов закупок и продаж. Первый отчет позволяет руководителю сравнивать планируемые и фактические значения количества проданных товаров, а также оценивать вырученные денежные средства. Отчет «Исполнение плана закупок по подразделениям» аналогичен описанному выше, только данные выводятся о закупках товаров. Отслеживать состояние выполнения планов можно при помощи отчета «Сбалансированность планов», создаваемого на основании описанных ранее документов. При помощи данных отчета можно проверить корректность составления, а также проанализировать процент отклонения от выполнения планов закупок или продаж. Отчет также позволяет просмотреть, обеспечиваются ли планируемые объемы продаж товаров объемами закупок. При необходимости на основании данных отчета можно скорректировать тот или иной план.
Перечисленные планы и отчеты составляются в программе 1С: Управление торговлей 8 редакции 11.1. Для того, чтобы выполнить обновление 1С: Управления торговлей 8 до этой редакции, необходимо обратиться в фирмы-франчайзи 1С. Специалисты фирмы смогут не только обновить программу, а также проинформировать пользователя о новых возможностях редакции 11.1.