Объем продаж через Интернет бьет все рекорды, и, по оценкам аналитиков, в течение ближайших лет будет расти ежегодно на 15-20%. Маленькими профильными магазинчиками уже никого не удивишь: в сети работают настоящие онлайн-гипермаркеты, где, как в Яндексе, найдется все. По объективным причинам сторонников покупок через Интернет становится все больше, но все же есть два сдерживающих фактора:
- Консервативно настроенных покупателей (в основном — людей старшего поколения) напрягает отсутствие прямого контакта с представителем магазина;
- Плохо организованная служба доставка для интернет-магазина может свести к нулю все преимущества онлайн-шопинга.
Варианты организации курьерской доставки
Статистика утверждает: реальные доходы населения хоть и медленно, но растут, при этом большинство работающих граждан жалуется на систематическую нехватку свободного времени. Сочетание этих двух факторов способствует росту популярности интернет-магазинов. Успех отдельно взятой торговой онлайн-площадки во многом определяется своевременной доставкой клиенту купленного товара.
Доставка — заключительный этап процесса покупки, и именно от нее зависит, захочет ли клиент обратиться в этот интернет-магазин еще раз, и порекомендует ли его своим знакомым.
Самые распространенные варианты организации доставки:
- штатные курьеры;
- привлечение внештатных сотрудников по разовым заявкам;
- сотрудничество с курьерской службой доставки на условиях аутсортинга.
Штатная курьерская служба
Содержание собственной курьерской службы экономически выгодно лишь крупным интернет-магазинам, в которых ежедневно совершается 500 и более покупок. Грамотно организованная система логистики позволяет минимизировать накладные расходы, а в ряде случаев даже и получить прибыль. Для средних и мелких магазинов такая система заведомо убыточна по ряду причин:
- оптимизировать работу службы доставки сложно из-за неравномерного объема продаж: в случае недостаточного количества курьеров существует риск срыва сроков, а содержание «запасных игроков» приводит к неоправданным расходам;
- для грамотной организации курьерской доставки в штате обязательно должен быть профессиональный логист, зарплата которого также входит в расходную часть бюджета;
- если в магазине продается крупногабаритный товар, придется запланировать расходы на покупку и техническое обслуживание автомобиля, а также зарплату водителя и бензин.
Работа с внештатными курьерами по разовым заявкам
На первый взгляд такой вариант организации доставки наиболее выгоден, однако при детальном рассмотрении он имеет серьезные недостатки. Так, «вольный» курьер не несет никакой материальной ответственности, и все риски в случае кражи или порчи товара полностью возлагаются на собственника магазина. Серьезно затрудняет работу и отсутствие постоянного взаимодействия организатора и исполнителя: в нужный момент времени может просто не оказаться свободного курьера. Несмотря на низкий бюджет, такой вариант организации доставки нельзя считать надежным из-за высоких рисков срыва сроков.
Курьерская доставка на условиях аутсортинга
Элементарный расчет показывает, что самым выгодным способом организации доставки является постоянное сотрудничество с курьерской компанией. Преимущества аутсортинга:
- снижение накладных расходов за счет оптимизации маршрутов доставки;
- при большом объеме заказов снижается себестоимость услуги;
- большое количество пунктов выдачи заказов, где клиент может забрать купленный товар на условиях самовывоза;
- психологический аспект: личный контакт клиента с представителем продавца;
- значительная выгода при заключении договора на длительный срок;
- расчет производится исходя из количества выполненных доставок (штатным курьерам придется платить зарплату даже при отсутствии заказов).
Если верить результатам опросов, именно удобная доставка мотивирует клиента обратиться в тот или иной интернет-магазин. Кстати, в отзывах клиентов в качестве положительных моментов наиболее часто фигурирует быстрая и своевременная доставка, а также приятное впечатление от общения с курьером.
Исходя из вышесказанного, вывод очевиден: аутсортинг — оптимальный вариант организации курьерской доставки для интернет-магазинов с любым объемом продаж.